Информационная система для автоматизации операционной деятельности в сфере страхования

Концепция, проблематика, описание

Наш заказчик, крупная финансовая компания, принял решение о выходе на рынок страхования физических лиц. В связи с тем, что компания являлась крупным федеральным ритейлером финансовых услуг и была представлена в 50 регионах от Владивостока до Калининграда, ей требовался мощный инструмент для автоматизации деятельности по оказанию услуг в сфере страхования.

Предполагалось, что пользователями системы будут сотрудники различного уровня, начиная от простых специалистов, имеющих только базовые знания о страховом процессе, и заканчивая высокоспециализированными профессионалами рынка.

В связи с большим количеством ролей задействованных на различных этапах функционирования системы, основным требованием к ней было: максимальная автоматизация всех процессов и учет всех кейсов, которые могли произойти на любом из этапов работы системы, что должно было минимизировать количество ошибок, допущенных сотрудниками.

Основными принципами разрабатываемой системы должны были быть:

  • удобный и простой для освоения интерфейс пользователя;
  • возможность постепенной разработки и внедрения различных видов калькуляторов стоимости страховых продуктов;
  • реализация системы документооборота, которая обеспечивала бы прозрачность движения БСО на протяжении всего цикла движения БСО;
  • интеграция новой системы с существующими информационными системами компании, включая CRM, ERP, BI и AIS.
Что сделано
  • На этапе проектирования системы было создано описание требований к системе и планируемому процессу в удобном для заказчика виде, включая BPMN. Для разработки интерфейса использовались методы визуального проектирования, что дало возможность даже специалистам без глубокого знания IT максимально быстро освоить функционал и дать комментарии по работе в системе для получения максимально удобного интерфейса в контексте UX/UI.
  • Создана система учета движения БСО различного типа. Реализованная система позволила объять 100% возможных случаев, начиная со стандартных процессов передачи БСО между филиалами компании и заканчивая менее вероятными, такими как порча и утеря БСО линейными сотрудниками.
  • На основании предварительно спроектированных макетов (wireframes) был создан фронтенд системы, который сперва прошел тестирование на фокус- группе сотрудников компании, и после внесенных ими замечаний были внесены изменения в систему и интерфейс для того, чтобы они максимально полно удовлетворяли требованиям заказчика.
  • За счет гибкости информационная система позволяла проводить операции страхования любого вида. Предварительно каждый продукт мог быть добавлен в систему сотрудниками центрального офиса компании. Система предоставляла возможность работы с любыми страховыми продуктами, начиная от зеленой карты и заканчивая страхованием жизни и имущества.
  • Нами были разработаны и внедрены в систему различные калькуляторы, которые позволяли проводить расчет стоимости по ряду стандартных продуктов (ОСАГО, КАСКО и др.). Печать БСО при оформлении страховых продуктов проводилась автоматически.
  • В рамках данной разработки был реализован механизм автоматического прикрепления электронных отсканированных копий документов к объектам в системе с помощью системы электронного распознавания документов, QR- кодов и штрихкодов.
  • Был реализован шлюз для интеграции с BI и бухгалтерской системами заказчика, что позволило максимально упростить обмен необходимой информацией между бэк-офисами и центральным офисом компании.
  • Дополнительно была разработана система отчетности, которая позволяла видеть базовую информацию и сверяться с данными, полученными из других систем.
  • Была реализована многоуровневая система расчета мотиваций сотрудников (KPI) за оформление страховых продуктов.
  • Для ускорения внедрения системы нашей компанией была разработана программа обучения сотрудников, в т.ч. были созданы видеопрезентации на каждый элемент системы с подробным объяснением каждого процесса, описанием того, как необходимо производить те или иные работы.
  • После внедрения проекта наша компания оказывала консультационную поддержку в режиме 24/7.
Результаты
  • Федеральная финансовая компания с более чем 250 распределенными по РФ подразделениями смогла практически без каких-либо трудностей внедрить процесс предоставления услуг страхования различным слоям населения. Внедрение данного ПО заняло не более недели с учетом отладки, фиксов неприоритетных багов и косметических изменений системы под замечания пользователей.
  • Благодаря глубокой проработке механизмов движения БСО компания получила полностью прозрачный процесс, что позволило снизить потери БСО и зафиксировать ответственность по хранению каждого БСО на каждого этапе процесса работы с ними.
  • Минимизация ручного труда позволила повысить эффективность работы минимум на 50% и, соответственно, сократить затраты рабочего времени линейного персонала минимум на 50%.
  • Разработанная система гарантировала, что функционал по оформлению страховых продуктов полностью соответствуют требованиям регулирующих органов и страховых компаний.
  • Удалось выстроить систему лояльности персонала на основании реальной информации о работе системы.
  • Финансово-аналитические подразделения компании смогли в реальном времени получать информацию о работе компании в целом.
  • Благодаря общей прозрачности и максимально полному учету каждой операции в системе, компания получила возможность в реальном времени оценивать ситуацию по работе данного направления и выполнять оперативные решения, основываясь на реальных данных, а не на домыслах и догадках.
Технологии

Python, Django, PostgreSQL, Rabbit, JavaScript, Apache Fop, Nginx, Linux, Big Data, Rest, XML.

Масштаб проекта
  • Срок реализации: 20 месяцев.
  • Покрытие автотестами: 99%.
  • Команда проекта: 6 человек.
  • Затрачено часов: более 5 тыс.
  • Количество пользователей: более 5,1 тыс.
  • Сложность проекта: 7 из 10.